Развитие критического мышления учащихся на уроках математики 

Особенностью современного этапа развития образования является ведущая роль умственной деятельности. Сегодня одна из важнейших задач в образовании состоит уже не в том, чтобы «обеспечить» обучающихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность, т.е. обучение и развитие обучаемого  происходит в процессе его собственной деятельности. Поэтому на своих уроках я использую технологию развития критического мышления.

Критическое мышление ─ самостоятельное мышление, где отправной точкой является информация. Оно начинается от постановки вопросов, строится на основе убедительной аргументации.

Посредством использования технологии развития критического мышления создаю условия для становления ученика субъектом учебно-познавательной деятельности. Технология позволяет включить каждого ученика в работу, тем самым повысить эффективность обучения.

Использование технологии развития критического мышления  на уроках математики

  • развивает у учащихся: логическое мышление, алгоритмическую культуру, критическое мышление, умение проводить исследование, решать проблему,  рассматривать несколько возможностей ее решения, сотрудничая с другими людьми, умение работать с информацией, активно ее воспринимать, творческие способности, умение строить прогнозы, обосновывать их и ставить перед собой обдуманные цели;
  • обеспечивает: осознание педагогом и ребенком себя в сложившейся педагогической ситуации, осмысление и освоение опыта взаимодействия;
  • стимулирует  учащихся: свободно выражать свое мнение, не боясь критики или опровержения; быть любознательными;
  • воспитывает: способность размышлять о своих чувствах, мыслях, оценивать их, уважительное отношение, ответственность.

Передо мной, как учителем математики встает задача не просто ознакомить ребят с правилами и приемами решения задач, а в первую очередь, научить их ориентироваться в большом объеме информации, находить причины ошибок, т. е. развивать критическое мышление.

Возникает вопрос: «Как лучше организовать урок?»

Конструктивную основу технологии развития критического мышления составляет базовая модель трех стадий: «вызов-осмысление-рефлексия».

● этап вызова (диагностика собственных знаний по заданной теме; пробуждение интереса к получению новой информации; постановка персональных целей обучения).

Эта стадия позволяет:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

 ● этап осмысления  (вступление в контакт с новой информацией и ее систематизация).

Эта стадия позволяет ученику:

- получить новую информацию;

- осмыслить ее;

- соотнести с уже имеющимися знаниями;

-корректировка поставленных целей обучения.

 ● этап рефлексии (размышления, перестройка первичных представлений и формирование «собственного» нового знания; постановка новых целей обучения).

Здесь основным является:

- целостное осмысление, обобщение полученной информации;

- присвоение нового знания, новой информации учеником;

- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Каждой стадии урока соответствует определенный методический прием.

Рассмотрим несколько конкретных методических приемов: кластер, ЗХУ, инсерт, синквейн.

1. Прием «Кластер».

Для повторения на своих уроках я использую специфический прием, называемый кластером.

Под кластером понимается способ графической организации материала (схема, таблица и т.д.), который позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в изучаемую тему. Кластеры – рисуночная форма, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки),  с ним связанные.

8 класс. Тема “Квадратные уравнения. Основные понятия”. Учащимся дано задание: “Составить кластер с ключевыми словами “Квадратное уравнение” по ходу объяснения материала. Учащиеся предложили такой ответ на поставленное задание.

 
   

Составлять кластер можно и при самостоятельном чтении учебного материала. Это позволяет осмыслить прочитанное, а учитель имеет возможность по составленному кластеру определить верность установления причинно-следственных связей и, при необходимости, оказать индивидуальную помощь учащимся.

Использовать кластер возможно и на стадии контроля, предложив учащимся заполнить уже подготовленные учителем схемы-связи по контролируемому материалу. Заполнение такого кластера требует от ученика четкого изложения фактов и основных положений изученного материала.

2. Прием ЗХУ («Знаем», «Хотим узнать», «Узнали новое»).

Прием ЗХУ («Знаем», «Хотим узнать», «Узнали новое») применяется с использованием таблицы:1. Стратегия ЗХУ («Знаем», «Хотим узнать», «Узнали новое»)

 

Знаем

Хотим узнать

Узнали

1.
2.
3.

1.
2.
3.

1.
2.
3.

Осталось узнать

1.
2.
3.

З – что мы знаем        

Х – что мы хотим узнать        

У – что мы узнали, и что нам осталось узнать

Учение начинается с активизации того, что ученики  уже знают по данной теме. Для начала спрашиваю, что они знают. Предлагаю заполнить им первую колонку.

 В колонку «Хочу узнать» предлагаю внести свои спорные мысли и вопросы, возникшие в ходе обсуждения темы урока.

Затем обучающиеся читают новый текст (или объяснения преподавателя), пытаясь найти ответы на поставленные ими вопросы. Далее предлагаю заполнить колонку «Узнал». Располагаем  ответы напротив поставленных вопросов. Далее обучающимся предлагаю сравнить, что они знали раньше, с информацией, полученной из текста. При этом желательно излагать  сведения, понятия или факты  только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Можно предложить , как рубежный контроль решить несколько опорных задач по теме. Таким образом, можно определить уровень подготовленности учащихся, проанализировать ошибки в ходе совместного обсуждения.

Заполняя графу «Что осталось узнать», учащиеся формулируют направления для дальнейшего самостоятельного исследования.

6-й класс. Тема урока: «Сложение, вычитание обыкновенных дробей»

Знаю

Хочу узнать

Узнал новое

а/m + b/m= (a +b)/m

а/m – b/m= (a –b)/m

  • Как складывать дроби с разными знаменателями?
  • Как вычитать дроби с разными знаменателями?
  • Решение уравнений, задач, содержащих дроби с разными знаменателями
  • Понятия: наименьший общий знаменатель, дополнительные множители.
  • Чтобы сложить, вычесть  дроби с разными знаменателями, нужно привести их к общему знаменателю.
  • Алгоритм +, – дробей с разными знаменателями.

8-й класс. Геометрия. Тема:  «Площадь многоугольника. Площадь параллелограмма»

З

Х

У

  • Единицы измерения площади: мм2, см2, дм2, м2, км2.
  • Sквадрата = а . а
  • Sпрямоуг = а . b

Формулы для вычисления площади:

  • треугольника,
  • параллелограмма,
  • трапеции,
  • ромба.
  • Определение площади.
  • Свойства площади.
  • Доказательство формулы: S = а . b.
  • Sпараллелограмма = а . h.

Осталось узнать:

  • Sтрапеции
  • Sромба
  • Потренироваться в применении формул
    в различных ситуациях

3. Прием «Инсерт».

На этапе изучения нового материала использую методический прием под названием инсерт, когда у учащихся есть знания в этой области, но на данном уроке они должны расширяться, уточняться.

Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения.
Применяю для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие. Активное чтение способствует развитию  умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое.

1. Чтение индивидуальное.

2.Читая, ученик делает пометки в тексте:
«V» – уже знал,
«+» – новое,
«–» – думал иначе,
«?» – не понял, есть вопросы.

3. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.

Уже знал

(V)

Узнал новое

(+)

Думал иначе

(–)

Есть вопросы

(?)

 

 

 

 

 

Записи делают краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь мини-конспект. После заполнения учащимися таблицы обобщаю результаты работы в режиме беседы.

8 класс. Геометрия. Тема урока: «Многоугольники»

Учащиеся  читают, делают пометки карандашом в учебнике, заполняют таблицу в тетради. После индивидуальной работы идет процесс обсуждения, учитель фиксирует версии учащихся на доске.

Уже знал (V)

Узнал новое (+)

Думал иначе (–)

Есть вопросы (?)

  • Многоугольник.
  • Вершина многоугольника.
  • Р многоугольника.
  • Диагональ многоугольника.
  • Угол многоугольника.
  • Противоположные стороны, вершины четырехугольника.
  • Внутренняя, внешняя область многоугольника
  • Выпуклый многоугольник:
  • (n – 2) .180°
  • Определение многоугольника
  • Не понял как получили формулу

 

4. Прием «Синквейн».

Итог урока (рефлексия)  подводится с помощью методического приема, называемого синквейн (от французского слова «cing», что в переводе означает «пять»). Это способ краткого описания урока с помощью ключевых слов, осуществляемого по определенным правилам, описанным ниже.

Синквейн  позволяет мне сразу решить несколько задач. Изменить атмосферу в классе, сделать ее творческой, позволяет проверить,  как ученики запомнили важнейшие понятия темы. Синквейн можно писать индивидуально, в парах, в группах, дома, устраивая конкурс.

Для его написания существуют правила:

  • Первая строка – слово (существительное, местоимение), обозначающее объект или предмет, о котором пойдет речь в синквейне.
  • Во второй строке – два слова (прилагательные, причастия) для описания признаков и свойств выбранного объекта.
  • Третья строка – три глагола, описывающие характерные действия объектом.
  • Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому объект.
  • В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть объекта.

Примеры синквейнов, составленных учениками:

Масштаб
Арифметический, географический
Делить, находить, вычислять
Дробь, которую нужно понять
Отношение

Призма
Правильная, выпуклая, n-угольная
Рисовать, находить площадь, строить
Мир, как через призму
Радуга

Такие приемы приучают детей думать и рассуждать, не делать скоропалительных выводов. Опорные вопросы помогают слабоуспевающим детям. Учитель учит детей в ходе беседы умениям выражать свою точку зрения, давать самооценку.

Таким образом, уроки, проведенные с помощью этих приемов, носят нетрадиционный характер. На таких уроках учитель дает не только детям знания, но и воспитывает в них умение корректно отстаивать свое мнение, видеть ситуацию целиком, а не отдельные ее части, оценивать и не выпускать проблему из виду в процессе поиска решения, самостоятельно добывать информацию и анализировать ее.

Презентация